Вилла адриана гостеприимный двор госпиталя. Древнеримская вилла Адриана в Тиволи. Что такое функциональные cookie-файлы

Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи – одна из самых примечательных античных построек на территории (Lazio). Строение относится к II веку нашей эры. Несмотря на полуразрушенное состояние, привлекает размахом архитектурного замысла и совершенством его воплощения.

Римскому императору Адриану (Publius Aelius Traianus Hadrianus), знаменитому философу античности, была ненавистна роскошь и сутолока дворца на Палатинском холме. Требовался уголок для уединенных размышлений и занятий науками на лоне природы.

Так возникла идея построения загородной резиденции. Место для нее было выбрано неподалеку от городка Тибур (Tibur), ныне Тиволи (Tivoli), и манило прелестным ландшафтом и умиротворяющей тишиной, милой сердцу императора-философа. Землей владела по наследству супруга Адриана – Вибия Сабина. Ранее здесь находилась усадьба II-I века до нашей эры. Атриум старой виллы было решено сохранить , другие помещения император перестроил и расширил в соответствии со своими предпочтениями.

Строительство началось в 118 г. и продолжалось до самой смерти Адриана в 134 г. Легенда гласит, что проект своей виллы правитель разработал самостоятельно . Теперь уже сложно установить, так ли было на самом деле, но его активное участие в этом деле очевидно.

Резиденция включает более 30 объектов, все они носят названия провинций Римской империи, посещенных Адрианом.

Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей.

Сооружения виллы

Первоначальная площадь виллы составляла 300 га, из которых сооружения занимали 1 кв. км. На сегодняшний день сохранилась только пятая часть комплекса . Мы не знаем доподлинно, в честь каких именно провинций называл строения своей виллы привередливый император. Точно идентифицирована лишь Канопа (Canopus) , остальное – предположения исследователей, не подтвержденные строгими доказательствами.

Основным строительным материалом виллы служил местный известняк тибуртин . Для арок и других архитектурных элементов использовалась плинфа – тонкоплиточный кирпич толщиной 2,5 см. Непосредственно к вилле ведут два пути: кипарисовая аллея и асфальтированная дорога неподалеку от старого сада с оливковыми деревьями.

Печиле

Печиле (Pecile) – прямоугольная площадь размерами 232 на 97 м , расположенная за мощной девятиметровой стеной недалеко от входа. Когда-то была окружена стеной с изящными двусторонними портиками, которые сейчас разрушены почти полностью. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона . К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) – «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей.

Подземная дорога

В нижней части Ченто Камерелле найдена подземная дорога, ведущая к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme), отделенным друг от друга небольшим двориком.

Исследователи предполагают, что Термы предназначались для раздельного купания мужчин и женщин.

В банных помещениях сохранились остатки систем отопления двух типов – сухого (нагретый воздух) и влажного (горячий пар). Площадка рядом с Большими Термами – палестра – предназначалась для упражнений в борьбе и фехтовании . Здесь же находился закрытый зал для игры в мяч.

Претория

Позади Больших Терм располагается Претория – многоэтажное помещение для императорской гвардии. Это наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы.

Канопа

Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Это самый интересный из объектов усадьбы, представляет собой пруд размерами около 100 на 20 м , украшенный по периметру скульптурами и колоннами (не сохранились). Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа. Со свода Серапеума можно насладиться отличным видом на Термы и Канопу с рядом раскидистых пиний.

Музей Канопы

Музей Канопы располагается в античных зданиях трактиров (tabernae), окружающих ее долину справа. Содержит небольшую коллекцию древнегреческих статуй и римских слепков, жемчужина которой – копия статуи Венеры Книдской.

Золотая площадь, расположенная в северо-восточной части виллы, представляет собой просторный атрий с двойным портиком, открытая часть которого состояла из шестидесяти гранитных и мраморных колонн. На одной стороне ее находится имперский зал с хорошо сохранившимся куполом на восьми мраморных колоннах и вестибюль с изысканными мозаиками пола.

Морской Театр (Teatro Marittimo) отличается затейливой архитектурой – круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Предполагается, что здание на острове использовалось для уединения императорского семейства, поэтому его часто называют Островной виллой.

Дальнейшая судьба

Адриан предпочел поселиться в загородной усадьбе, отсюда и правил империей до заката своих дней. Его потомки не увлекались философией, поэтому использовали ее только как летнюю резиденцию . В конце III в. вилла была отреставрирована императором Диоклетианом (Aurelius Valerius Diocletianus), позднее Константин Великий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) вывез отсюда некоторые произведения искусства для своего дворца в Константинополе. В VI в. остготы и византийцы разбивали здесь походные лагеря, вилла разрушалась и приходила в запустение. В средние века жители Тиволи использовали ее в качестве источника строительных материалов для своих домов.

Впервые археологические раскопки были проведены лишь в XVI в., тогда же по приказу кардинала Ипполито II (Ippolito II d’Este) с усадьбы было вывезено множество статуй и мраморных колонн для украшения в Тиволи. В XVIII в. часть виллы Адриана принадлежала графу Джузеппе Феде (Giuseppe Fede), который высадил кипарисы, растущие там до сих пор. С 1870 г. вилла является государственной собственностью Италии, с 1999 г. – объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Портики виллы были умышленно занижены, чтобы император, человек небольшого роста, мог чувствовать себя высоким и величественным.
  • Здесь было найдено множество ценнейших античных статуй – Антиной (Antinous, Капитолийский музей), Диана-охотница (Diana, Лувр), Дискобол (Diskobolos, Британский музей).
  • На территории виллы проводились съемки фильма «Новости о раскопках» (2010 г.).

Как добраться

Вилла Адриана находится в 4 км от Тиволи. Добраться можно автобусом №4, идущим от центральной площади города. Расписание автобусов вывешено на сайте www.cattivoli.com .

  • Проще и познавательней – – вас заберут из отеля и покажут все виллы в Тиволи, расскажут интересные факты и довезут обратно.
  • Пошаговая инструкция, .
  • Если желаете добираться самостоятельно, самый быстрый и комфортный способ – заказать трансфер у Сержио Рим-Тиволи за 60 евро, время в пути около 45-60 минут.

Время работы и билеты

Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты. Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро). С марта по октябрь проводятся экскурсии для школьников по 1 евро с человека. В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный . Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.

  • Официальный сайт виллы Адриана: www.villa-adriana.net

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи. Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.
Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид

В Тиволи находятся две знаменитые виллы: Вилла Андриана и Вилла д’Эсте.

Вилла Адриана

Одним из самых известных римских императоров был Адриан. Свою популярность он получил как архитектор, художник и философ. Многие известные сооружения того времени были построены благодаря ему. Также император очень любил путешествовать, где его всегда сопровождала свита художников, проводящих зарисовки увиденных достопримечательностей. Не удивительно, что человек с такими интересами на склоне лет решил построить для себя что-то удивительное и в то же время спокойное, способствующее уединению и погружению в себя. Таким сооружением и стала вилла императора Адриана в Тиволи.


Местом для строительства был выбран участок, принадлежавший жене Адриана. Он находился у склона Тибуртинских гор в 30 километрах от Рима. Именно здесь в 125 году нашей эры началось строительство виллы Адриана в Тиволи. Строительство продолжалось вплоть до смерти Адриана. Говорят, что император лично разрабатывал проект для своего творения.

На огромной территории в 120 гектаров развернулись живописные пруды и парки. Здесь же расположены разнообразные постройки - библиотеки, театр, сады, покои императора, термы, музей, башня, храм, академия, здания для охраны, рабов, обслуживающего персонала. Здесь нашли отражения все путешествия императора Адриана, вилла императора Адриана объединила в себе египетскую, греческую, восточную культуры. Интересны и местные портики, они были умышленно занижены, чтобы император мог чувствовать себя выше.

Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Выделяется и общая продуманность сооружения, здесь все предназначено именно для спокойной жизни императора. Даже для того, чтобы избавиться от лишнего шума и надоедливого персонала, были оборудованы подземные дороги для повозок и людей

В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Несмотря на ухудшающееся с каждым годом состояние руин, ЮНЕСКО посчитало возможным внести виллу Адриана в число памятников Всемирного наследия как наиболее сохранившийся образчик императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.

Золотая площадь — большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51×61 м с двойным портиком, состоящим в открытой части из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн.

Основные сооружения

Пойкиле (печиле) — огромная прямоугольная площадь размером 232×97 м с озером в центре, ограниченная 9-метровым укреплением, завершавшимся двусторонними портиками. В настоящее время сохранились только остатки стен; сами портики разрушены. Существует предположение, что на месте озера мог быть и ипподром.

Ченто камерелле («сто комнатушек») — маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле.

Здание с тремя экседрами — примыкающее к Пойкиле здание в форме трилистника, чьё первоначальное предназначение остаётся неизвестным.

Малые термы

— бани, по всей видимости, предназначавшиеся для женщин. В них присутствуют типичные для римских терм фригидарий для холодных, калидарий для горячих и тепидарий для тёплых ванн. Последний находился в восьмиугольной комнате, накрытой когда-то куполом диаметром в 10,5 м. В малых термах был и бассейн с мраморными ступеньками и небольшие комнаты для потения, массажей, гимнастики и отдыха.

Большие термы

— бани для мужчин, отделённые от малых служебным двориком. Обширную прямоугольную площадь на заднем плане занимала палестра для упражнений на открытом воздухе, рядом находился сферистерий — закрытое помещение для игры в мяч. В центре соседней прямоугольной комнаты была раздевалка с выходом в калидарий.

Ближе к малым термам были тепидарий и лаконикум (сауна с горячим воздухом) в виде круглого зала с апсидой. Позади располагался фригидарий. В различных частях терм видны следы сети отопления двойного типа: влажное на основе горячей воды и паров, производимых большими котлами, и сухое на основе горячего воздуха от дровяных печей.

И пар, и подогретый воздух циркулировали в специальных помещениях с двойным дном и по тонким каналам внутри стен.

Канопус

Канопа — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехтейона) и двух силенов.

Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа долину Канопы. В музее выставлены 4 кариатид, 2 носителя корзин, статуи Марса, Меркурия и Венеры, а также римские копии с греческих оригиналов: Амазонка Фидия, Амазонка Поликлета, Нил и Тибр, крокодил из мрамора, мужские мраморные бюсты, колонны и столбы, копия Венеры Книдской.

Претория

— огромный комплекс в несколько этажей, предназначавшийся для обслуживания. Он находится слева от Канопы и является одним из лучше всего сохранившихся зданий виллы Адриана.

Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. В задней стене пруда были выбиты ниши для рыбаков. На передней стене открывались большие панорамные террасы на обширную равнину.

Нимфей — пространство прямоугольной формы между портиком и печиле, ранее считавшееся стадионом.

Термы с солнечным отоплением — баня в виде большой угловой круглой комнаты с широкой ванной и пятью окнами на юго-западной стене

Библиотечный двор размером 65×52 м.

Гостеприимный двор состоявший из десятка спален для приёма преторианцев

.

Павильон Темпе — большая панорамная терраса.

Греческая библиотека

Островная вилла

— кольцевой канал, окружающий круглый остров с маленькой виллой, которая состояла из комнат вокруг дворика с колоннадой и рельефным фонтаном. Вокруг канала расположена кольцеобразная арочная галерея, ограниченная цилиндрической стеной, вдоль которой идут 40 ионических колонн. Изначально на остров вели два деревянных подъёмных моста, управляемых только изнутри. Сейчас они заменены кирпичными мостами. Раньше Островную виллу называли Морским театром.

Зал философов

Башня Роккабруна (башня коричневой крепости)

Круглый храм частично воссоздан в 1958 году из обломков. В центре стоит слепок римской копии Венеры Книдской, хранящейся в музее Канопы.

Морской театр


Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.


Мозаика из виллы Адриана

Вилла была построена в соответствии с римской архитектурной традицией, когда художественная тонкость исполнения гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Названия многих частей виллы были даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень был помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано. Однако только Канопа может быть достоверно опознана, а все другие соответствия придуманы в более позднее время.

Мозаика с голубями.римская копия


Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан отреставрировал виллу, а позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя.

Затем последовал период запущенности. В VI веке здесь разбивали лагеря армии готов и византийцев. Разрушения и расхищения продолжались до первых археологических раскопок в XVI веке, когда были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира.

Дворец императора

Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Помимо прочего, на вилле есть целая сеть подземных туннелей, которые использовались слугами для перехода от одного строения в другое. В 1998-м году на вилле были обнаружены руины храма, который археологи считают храмом Антиноя, фаворита Адриана. Раскопки на территории виллы продолжаются по сей день. Среди уже найденных произведений искусства — мраморная статуя Антиноя, античные мозаики, копии древнегреческих статуй и т. д. Увидеть эти артефакты можно в Ватиканских и Капитолийских музеях.

Урания и Гермес

У Адриана было множество увлечений: ораторство, рисование, поэзия, охота и конечно же архитектура! Архитектор — самоучка, Адриан лично спроектировал свою виллу. По его задумке, вилла должна была стать тем самым местом, где можно было бы укрыться от хаоса Рима.
Адриан много путешествовал по огромным территориям Римской Империи (за 21 год правления в общей сложности он всего 12 лет провел в Риме). Но поскольку он явно отличался склонностью к красоте и искусству, то на своей вилле он воссоздал наиболее интересные архитектурные решения, которые встретил в пути. Здесь есть уголок Египта, Греции, Азии, утопающие в огромном парке

Вибия Сабина

Флора и Парис

Говорят, что Адриан не любил свой дворец на Палатинском холме в Риме, поэтому последние годы своего правления он провел на вилле. Его огромный двор обитал на вилле постоянно, а почтовое сообщение позволяло поддерживать регулярный контакт с Римом, который находится в 29 км от Тиволи. После Адриана вилла служила загородной резиденцией нескольким императорам, но в период падения Римской империи была заброшена и пришла в упадок. А в 16-м веке кардинал Ипполито II д"Эсте перевез большую часть мраморных статуй виллы в свое владение неподалеку — на Виллу д"Эсте.

Библиография:

A. Betori, Z. Mari, "Villa Adriana, edificio circolare noto come Sepolcro o Tomba: campagna di scavo 2004: breve sintesi dei resultati", in Journal of Fasti Online,

www.fastionline.org

E. Salza Prina Ricotti, Villa Adriana il sogno di un imperatore (2001) Hadrien: tresor d"une villa imperiale, ed. J. Charles-Gaffiot, H. Lavagne (1999. Milan)

W. L. MacDonald and J. A. Pinto, Hadrian"s Villa and its legacy (1995)

A. Giubilei, "Il Conte Fede e la Villa Adriana: storia di una collezione d"arte", in Atti e Memorie della Società Tiburtina di Storia e d"arte; 68 (1995), p. 81-121

J. Raeder, Die Statuarische Ausstattung Der Villa Hadriana Bei Tivoli (1983) R. Lanciani, La Villa Adriana (1906)

Тиволи (в древности Тибур) находится в 35 км от Рима на на склонах Тибуртинских гор. Со времен древнеримской республики являлся популярным летним курортом, привлекательным прохладным и свежим воздухом, живописными видами, целебными источниками и водопадами...

Немного логистики...
Малобюджетно добраться в Тиволи можно на электричке от вокзала Тибуртина или же на автобусе от станции Ponte
Mammolo (метро, линия B). Решили туда на автобусе, заодно ознакомиться с районом Ponte Mammolo, упоминаемом в
романе П.П.Пазолини "Шпана"(Ragazzi di Vita), а обратно на электричке.Билеты на автобусы системы Cotral приобретаются в пиццерии.Очень долго обьяснял английским бабушкам (на дальнем плане), которых спас от бесцельных поисков кассы или автомата, что для Италии это - нор-маль-но:-).

Обилеченные бабушки выходят на терминал, на поручнях и около, кучкуется арабская молодежь, их роль будет выяснена
позднее...

Посадочный терминал. Там где народа мало, значит, что автобусы отходят не в Тиволи...

Посадка в автобус до Тиволи выглядит как-то так (фото из инета)...вот тут и проявляются смуглые хлопчики, выжидающие
поодаль момента открытия дверей и спуртующие в обход более-менее цивилизованной очереди. Судя по молниеносным и
слаженным действиям стаи, это их постоянная практика. Но сегодня был не их день Потомки великих империй быстро организовали новую Антанту и дали решительный отпор диким басурманам. Русский танкист-гвардеец (ДМБ-86) отжимал аки Балу бандарлогов, дикарей от заветной двери, нежно припечатывая особо упорных к корпусу автобуса малотолератными
110-ю килограммами веса (хотя и болел всегда за "Спартак", но мастерство Александра Павловича Рагулина сильно уважал),
а внучатые племянницы адмирала Нельсона споро и ловко кололи зонтиками бастардов, просачивающихся в обход...

В общем, затея ехать автобусом, мягко говоря - неоптимальная. Не советую. Кроме спортивного характера посадки,
это и получасовое ожидание автобуса, который ходит по расписанию каждые 15 минут. Причина сбоев в расписании в
общем-то прозаична - via Tiburtina, основная вылетная трасса северо-востока Рима - однополосная, на вьезде город в
первой половине дня сильная пробка. Кроме того, автобус останавливается на любой остановке по требованию и
время в пути сильно отличается от заявленного. Да и состав пассажиров оставляет желать лучшего, арабы сменяются индусами, индусы неграми, негры албанцами и т.д., в зависимости от национального состава проживания местечка,
мимо которого следует автобус. Вся эта публика не производит впечатления зажиточного или хотя бы худо-бедно адаптировавшегося социального слоя, большая часть из них откровенно бомжацкого типа, воздух не озонирующего...
В довершение и район Понте Маммоло обозреть не удалось, с терминала ничего не видно, как и с трассы...

Окрестности Тиволи - вид на западную низину....

Неучтенные и заброшенные античные элементы...

Севернее, заброшенные средневековые элементы...

А вот восточная, горная сторона выглядит бодро и гламурно...

Примерно в 6 километрах от Тиволи - Вилла Адриана. Построена в 118-134 г.г. н.э. в качестве летней резиденции императора Адриана.Страсть к искусству и путешествиям Адриана выразилась в построеннии и названии обьектов виллы в честь знаменитых мест и памятников посещенным им в пределах империи. После смерти Адриана его семья и преемники еще пользовались виллой в качестве летней резиденции, но впоследствие практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан провел реставрацию, но уже Константин положил начало окончательному упадку - вывез ряд произведений в Константинополь, чей почин успешно продолжили в VI веке варвары, после которых оставшийся мрамор пережигали на цемент, а оставшиеся статуи и прочие предметы искусства растаскивали по музеям и частным коллекциям. Только в 1870 г. памятник был обьявлен собственностью государства, начались раскопки и реставрационные работы...

Вилла с высоты птичьего полета...

Схема расположения объектов...

Макет виллы...

Сохранившийся участок стены...

По другую ее сторону - Pecile, прямоугольная площадь с озером в центре с двухсторонними портиками(разрушены), по одной
из версий напоминающими императору колоннаду в Афинах...

Останки Palazzo - дворца-резиденции Адриана...

Canopo - водоем в долине между двумя возвышенностями украшенный кариатидами и другими архитектурными элементами,
Сооружение реконструирует святилище бога Сераписа близ Александрии...

Serapeo - имитация того самого храма...

Канопа - один из самых живописных уголков виллы...

Просто рай для фотографов:-)...

Другое, не менее замечательное красотой сооружение - Teatro Maritimo, Морской театр или по-другому Островная вилла. Это
кольцевой канал, окружающий круглый остров с небольшой виллой. Вокруг канала арочная галерея с ионическими колоннами.
Предположительно на острове была личная студия Адриана для уединенных занятий живописью и архитектурой...

Зал дорийских пилястров, предположительное назначение - для судебной администрации...

Останки греческого театра...

Греческая библиотека...

Зал философии...

Вилла не могла быть без собственных культовых сооружений. Храм Венеры...

И естественно, без терм. Без терм не вилла, а так, дачных домик на 6 сотках. Терм было три - Большие (Grande Therme) -
для джентельменов, Малые (Piccole Therme) - для дам. Еще были особые, инновационные, с солнечным отоплением - для продвинутых юзеров:-)...

Большие Термы изнутри, где-то между калидарием и фригидарием:-)...

Сохранившаяся напольная античная мозаика...

А это Cento Camerelle ("сто комнатушек") , предположительно - помещения для обслуживающего персонала. В нижней части
обнаружена подземная дорога, ведущая к Термам и другим зданиям. Возможно, для избавления знатных господ от
лицезрения плебса, хотя и не исключена версия, чтобы не поднималась пыль от скоростных передвижений обслуги...

Это не все, далеко не все. Три часа на осмотр виллы, самый ничтожный минимум, для вдумчивого изучения, здесь
необходимо по самой крайней мере полдня, ну а если взять приличную технику и заняться красивыми фонами и ракурсами,
то - до заката...
Очень жаль, что такие две жемчужины - вилла Адриана и вилла д"Эсте расположены рядом и прямо-таки провоцируют на посещение их за одну поездку...

Вилла Д"Эсте находится непосредственно в Тиволи на месте бывшего бенедектинского монастыря.В XVI веке кардинал
Ипполито д"Эсте получил участок во владение и активно принялся за его расширение и благоустройство. Кардинал происходил из известного клана Борджиа, людей небедных, привыкших к роскоши и крайне амбициозных...

Здание виллы, больше соответствующее категории "замок", выглядит довольно строго, но это с лихвой компенсировалось
роскошью внутренних интерьеров. Кроме шика внутреннего убранства наверняка, есть немалое количество, подобающего
такого рода сооружениям, скелетов в шкафах, мрачных темниц и историй с быстродействующими ядами, но это скорей для
экскурсии в холодные времена года...

Ибо в солнечный погожий денек не очень располагает на такого рода инфернальность, посему экскурсию по вилле неудержимо тянет секвестировать в пользу прогулки на свежем воздухе, по замечательному саду с террасами и фонтанами...

Фонтан Ovato ("Овальный"), по сторонам аллегорические фигуры рек...

Наверху статуя Сибиллы...

Vialle delle Сento Fontane (аллея Ста фонтанов)...

В верхней части однотипные орлы, гербовая птица семейства д"Эсте...

А вот снизу, существа разные, слева похожее на волка, в середине - обезьяна или чебурашка, справа вообще непонятная
шмакозяка:-)...

Fontana dei Draghi (Фонтан Драконов)...

Рядом со сказочным персонажами - драконами, соседствуют вполне реалистичные дельфины. Эклектика, однако:-)...

Rometta - "маленький Рим", с аллегорическими макетами известных мест и фигур Вечного города...

Peschiere - рыбные пруды, с цитрусовыми наноплантациями по периметру...

Рыбки несерьезные, одна плотва мелочь.Возможно, не сезон...

Цитрусовые тоже невелики...

Даже созревшие...

Каскад рыбопрудов заканчивается величественным Fontana di Nettuno...

Нептуна раздражают фотовспышки, в присутственное время он прячется за толщей водного потока...

Над фонтаном Нептуна, фонтан Органа (Fontana dell" Organo), в старые, добрые времена воспроизводил музыкальные
мелодии, благодаря вмонтированному в него специальному органу, звучащему от воздуха прогонямого сквозь трубы
под напором воды...

Техника...Фотоаппарат в руках дикаря...женщины - кусок мертвого железа...средство для заваливания горизонта и
обрезания фрагментов...

Струя не обрезана, горизонт не завален....

Ну обрезалось чутка...дык совсем маненько, зато какая композиция, как подан свет:-)))...

Как и у фонтана Треви, здесь есть свой монетозаборник...

Видите монеты?...я тоже не вижу...но они есть!(с):-)...

Кроме больших артикульных фонтанов, есть масса безымянных, возможно даже неучтенных. Хотя в каком-то источнике называлась общая ровная суммарная цифра 500...

Не все работают, а жаль, очень изящный замысел...

Парк виллы д"Эсте это не только фонтаны. Вот такое дерево, снисходительно поглядывает не только на новорожденое
Средневековье, но и на розовощекую Античность...

Его молодость похоже, бурлила во времена динозавров и ледникового периода...

Не только флора, но и фауна...

Сам город в районе виллы д"Эcте, в центральной своей части, малоинтересен. За исключением только крепости Rocca
Pia, построенной в XV веке одноименным папой за номером II, который не только построил но и многозначительно
провозгласил - "Легче захватить Рим, владея Тиволи, чем взять Тиволи, владея Римом"...

А вот в своей верхней части, именуемой вилла Грегориана, очень даже интересен. Вилла Грегориана это парк с крутыми склонами, водопадами и гротами, созданными в течение многих веков водами реки Анньене. Парк назван в честь папы Григория XVI, начавшему в XIX веке строительство тоннеля для спасения от наводнений. В результате был создан еще
один водопад Grande Cascata (фото его ниже)...

Эта часть города представляет классическое итальянское, так называемое, "застывшее Средневековье"...

Не такое каноническое конечно, как в Civita di Bagnoredgio, но весьма достойное прогулки...

Среди таких домиков...

По таким улочкам...

И таким переулкам...

Здесь, то ли жил, то ли просто мимо проходил, какой-то Мавр...

Двери здесь некомфортно низковаты...

А лестницы, некомфортно крутоваты...

Часто встречающаяся в Италии инсталляция, нечто вроде колесной ступицы замурованной в стену, когда ее вижу под
рукой никого нет, чтобы спросить, потом забываю...Может кто знает смысл?...

Итальянская классика не требующая расшифровки - Средневековье, скутер и котэ....

Хорошо видимо отобедал, чужеземный дядя абсолютно фиолетов...

Останки Античности - храм Весты, а слева гостиница-ресторан Sibilla, одна из целей Тивольского вояжа...

Но сначала культурная программа. Антика превыше всего:-). Справа храм Весты, слева храм Сибиллы...

Теперь можно и закрепить культурные завоевания, практическим изучением природных богатствах земли италийской и
культуры населяющего ее народа, в плане кулинарного экскурса. Единственный ресторан в городе, рекомендуемый авторитетным Gambero Rosso , работающий в режиме pranzo-cena (остальные только cena(ужин). Изучив его сайт , я
понял, что обедать будем только здесь! И не потому что, такой роскошный предбанник:-)...

Такой внутренний интерьер (есть еще изысканный банкетный зал)...

Не потому что, можно контролировать не вставая из-за столика, действия повара у печи...

И не потому что, его посещали такие вот люди...

Не какие-то звезды Голливуда, паче того, российкого шоубиза...

А августейшие и прочие коронованные особы...

В том числе и наши!...

А вот из-за такого антуража...

Мечтал сесть в непосредственной близости от храма Весты...

Чтобы, как бы невзначай, касаться Вечности локтем, но в этот день те столы не накрывались...

Занятая позиция впрочем, тоже была весьма неплоха...

Есть еще и такие посадочные места, с потрясающим видом...

Почему-то вспомнилось нетленное из "Каказской пленницы" - "три порции шашлыка - выбросила в пропасть".
Тот самый, упомянутый выше, водопад Grande Cascata...

Ресторан расчитан безусловно, в основном на туристов, но отношение к гостям не такое, как в некоторых римских,
находящихся в эпицентрах турпотоков. Где слишком четко понимают, что на твое место сразу придет очередной миллион
таких же туристов. Нас радушно встретили и усадили без двадцати три, не сообщая с унылой физиономией, что кухня уже закрылась и вообще...Даже не пришлось оправдываться, что наш график сбился из-за безобразной автобусодоставки.:-)
Никто не торопился на перерыв, приняли, накормили, обогрели.Собственно из-за этого временного нюанса на фото
ресторан и выглядит таким пустынным:-)..
Безукоризненный сервис и блестящая кухня. Немного креативная, но в меру.
На антипасти, далее оказалось, что и вместопасти:-) - fiori di zucca, цветки цуккини в кляре на мотив cucina romana ebraica, но моцарелла отдельно подушкой, анчоус тоже отдельно, плюс бонусный овощной сорбет (паприка, томат, морковь и чего-то там еще)...

На второе abbacchio (из абруццианского ягненка)...

И straccetti di rombo (рыба тюрбо, разновидность камбалы) con zuccini...

На десерт семифреддо, лимонный сорбет и печеньки - комплимент от шеф-повара...

Все это под аккомпанимент веселенького зверька от Серджио Моттура. За последнее десятилетие Лацио очень
сильно прибавило в номинации сухое красное, выпустив с десяток топовых румяных вин. Видимо, наскучило
позиционироваться как чисто "белый регион"....

Бюджет такой, что всех московских рестораторов, ВСЕХ!, хочется загнать в camera del gas, убить об стену, после утопить,
а потом сжечь в печи. А на пепелище долго-долго отплясывать качучу, тарантеллу, джигу-дрыгу и хард-басс.
Утопить можно в этом туалете, хотя наврядли стоить портить такой изящный, подчеркивающий общий уровень,
уголок отдыха:-)...

К ужину пол наверняка подмоют:-)...

Обратно железной дорогой. "Заканчивайте курить, идите в вагон, поезд отправляется!" - вопит и жестикулирует кондуктор.
Хотя до офицального времени отправления еще 7 минут. Но поезд реально отошел через 2 минуты, т.е. на 5 минут
раньше. Дуче перевернулся в гробу, в его времена,говорят, поезда не опаздывали, ходили по расписанию, но чтоб
заранее...Amo l"Italia:-)

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.