Установка пневмопочты. Пневмопочта – принцип работы пневмопочты. Разновидности систем пневмопочты. Польза от капсул для пневмопочты. Распространение воздуходувок для пневмопочты. Какие возможности предоставляет система пневмопочты

Возможно, самый странный груз, когда-либо отправлявшийся по пневматической почте, — это живые люди. Сохранился отчет 1869 года о перемещении 15-летнего подростка в трубе под Лондоном, в вагончике London Pneumatic Despatch Сompany: «Путь от одной конечной станции до другой занимал девять минут. Путешествие каждый раз захватывало, воздух был свежим и прохладным даже в самые жаркие летние дни. От Холборн-серкус труба ныряла под крутой уклон к Фаррингтон-стрит, и скорость достигала 60 миль в час. В темноте я чувствовал, будто лечу вниз с горы, ногами вперед. Разогнавшийся вагончик проскакивал по возвышению к Ньюгейт-стрит. В первый раз мне показался странным и даже пугающим этот полет под землей, так близко к поверхности, что был слышен стук копыт и грохот повозок».

Прибытие поршня

Впрочем, первые поездки на пневматическом транспорте начались на четверть века раньше. 1844 год, пригород Дублина, 200 пассажиров занимают места в первом в мире поезде «атмосферной железной дороги» в местечке Далки. Вагоны в нем совершенно обычные, их семь, но в составе нет локомотива! За пять минут до отправления раздается звонок, и паровой двигатель в отстоящем на почти 3 км пункте прибытия начинает выкачивать воздух из проложенной между рельсов трубы диаметром 40 см. В трубе находится поршень, зацепленный за первый в составе вагон-тележку. Машинист снимает поезд с тормоза, и вагоны плавно набирают скорость. Поезд бесшумно, без привычного паровозного дыма и копоти поднимается в гору и прибывает на конечную станцию через несколько минут, проделав путь с максимальной скоростью 64 км/ч.

На современников это путешествие производило неизгладимое впечатление. Обратно поезд без выкрутасов скатывался под горку, причем тронуться с места ему помогали пассажиры третьего класса — выходили и толкали.


Начиная с 30-х годов XIX века пневматический транспорт стремительно развивался. Интересно, что прогресс в этой области шел по пути уменьшения размеров — от пассажирских вагонов XIX столетия до компактных капсул нашего времени.

Ясно, что создать тягу, используя трубу небольшого диаметра, проще, чем строить тоннель размером с железнодорожный вагон. Но, чтобы соединенный с составом поршень мог двигаться, в трубе пришлось сделать прорезь по всей длине. А как эту прорезь герметично закрыть? Остановились на варианте с кожаным клапаном-полосой: проходящий поршень открывал его, а установленный на вагоне-тележке ролик закрывал и запечатывал.

Модели клапана работали прекрасно, а в реальной жизни получилось как всегда: в жару кожа сохла и трескалась, в холод замерзала и коробилась. По ночам толпы крыс лакомились вкусно пропитанной салом кожей, и первый утренний поршень привозил на станцию щедрый урожай тушек, перемешанный с накопившимся за ночь конденсатом.

Чтобы клапан приемлемо работал, вслед за каждым поездом приходилось пускать работника, который промазывал клапан и придавливал к трубе. Красивая идея превращалась в головную боль, и через десять лет эксплуатации первую пневматическую железную дорогу закрыли.


Рисунок датируется 1870 годом и изображает пассажирский салон пневматического вагона на станции «Бродвей» Нью-Йоркской подземки.

Саркофаг для сенаторов

Более успешным применением пневматической тяги оказалась перевозка почты, но от идеи тележек на колесах отказались не сразу. В начале 1860-х London Pneumatic Despatch Сompany соединила несколько почтовых отделений Лондона миниатюрным железнодорожным тоннелем высотой около 120 см. По рельсам бегали грузовые капсулы около 60 см высотой и 2 м длиной, снабженные для герметизации резиновым уплотнителем. Каждая капсула могла перевезти до 3 т груза за рейс со скоростью до 60 км/ч.

Люди, желавшие прокатиться по тоннелям, тоже чувствовали себя вполне комфортно, особенно если в капсулу подложить матрасик. Самые яростные оптимисты верили, что недалек тот день, когда сэрам и пэрам после рабочего дня в парламенте можно будет не тащиться по лондонским пробкам домой, а стремительно домчаться до родных пенатов по подземным тоннелям.


Вакуум создавало «пневматическое колесо» — конструкция из вращающихся металлических дисков диаметром 6 м, которые, как центрифуга, выбрасывали воздух из тоннеля. Увы, загерметизировать даже небольшой тоннель оказалось сложно, поэтому создать нужный перепад давления удавалось не всегда. Колесо дорабатывали, но, даже когда его мощность в шесть раз превысила исходную, система работала неустойчиво и капсулы постоянно застревали в тоннелях. В 1875 году компания была ликвидирована.

Почтовая артиллерия

К этому времени идея «труба-капсула» пережила еще одну метаморфозу и наконец-то нашла успешное применение. Плавно изогнутые металлические трубы небольшого диаметра, точно входящие в них капсулы, движущиеся как снаряды по стволу, огромные паутины расходящихся звездообразно почтовых линий. Европейские столицы одна за другой обзаводились классической пневматической почтой. На пике размер сетей достигал впечатляющих масштабов: в Париже до 467 км, в Берлине — до 440. Ежегодно по ним отправлялись десятки миллионов сообщений.


В каждой сети был свой размер труб и капсул. В Париже с пересылкой сообщений могла справиться и хрупкая барышня, а в Нью-Йорке на почте работали далеко не белые воротнички. Суровые нью-йоркские капсулы диаметром 20 см и длиной 61 см делались из стали, поэтому вес их достигал 9,5 кг. На вид они напоминали снаряды, а рабочих, которые их загружали, называли ракетчиками. Чтобы капсулы не застревали, по трубам время от времени пускали перфорированный контейнер со смазкой — поэтому капсулы были постоянно грязные. Иногда «ракетчикам» выдавали рабочие фартуки, но чаще предлагали просто работать в грязной одежде, чай не баре!

К каждой капсуле снаружи прикрепляли ярлык с адресом, поэтому их не приходилось открывать между станциями. А датчиками застревания капсулы были «контрольные вентиляторы» у каждого приемного раструба. Пока капсула движется, она толкает перед собой воздух, и вентилятор вращается. Если вентилятор остановился — надо действовать. Оператор звонил на центральную станцию, и, определив, откуда шла капсула, механик увеличивал давление в точке отправления и уменьшал в пункте прибытия. В 99% случаев это помогало. Ну а если не везло — приходилось копать улицы.

Пневматическая почта работала в любую погоду и не зависела от дорожных условий. Но ее содержание обходилось дорого, к тому же пропускная способность капсульного пневматического транспорта весьма ограничена. В капсулу нью-йоркской почты, не самую маленькую среди существующих, входило максимум 2,5 кг почты, а в минуту отправлялось не более четырех капсул. И перебраться за этот порог было невозможно. Поэтому с распространением телефонов и автомобилей городские системы пневматической почты одна за другой закрылись.


Швейцарская компания Swisslog разрабатывает медицинское оборудование для ведущих европейских клиник. Среди ее продукции есть и контейнеры для пневмопочты — надежные, герметичные, с антибактериальным покрытием. Каждый контейнер оснащен RFID-меткой, благодаря чему компьютер централизованно отслеживает положение всех емкостей в системе.

Деньги на ветер

Пневматическая почта не сдалась и продолжила борьбу за выживание. Она сжалась еще раз, чтобы поселиться в больших офисных зданиях, и довольно долго продержалась там. Даже превратилась в символ бюрократии. Но электронный документооборот выбил ее и с этих позиций. Тогда она заняла узкие ниши — большие предприятия, где важно быстро пересылать мелкие предметы.

Конечно же, самое актуальное — наличные деньги. В крупных магазинах у кассиров быстро скапливаются существенные суммы. Так и до грабежей недалеко. А по защищенной пневматической почте выручку несложно хоть каждые три минуты отправлять в удаленную сейфовую комнату. В банках, наоборот, операционисты прямо на рабочем месте получают ровно столько наличных, сколько нужно в данный момент.


В контейнере можно транспортировать как документы, так и лабораторную посуду, небольшие приборы и даже жидкости. Существуют также специальные чистящие капсулы для ухода за трубопроводом.

Менее очевидное применение пневмопочта нашла в крупных клиниках: это быстрая отправка образцов тканей в лабораторию для медицинских анализов. Для этой задачи важно, чтобы капсула плавно тормозила, а не прилетала на станцию назначения как артиллерийский снаряд. В современных системах навстречу прибывающей капсуле подается воздух, и она постепенно замедляется.

Третье приложение — забор образцов на производстве. Есть системы, которые позволяют, к примеру, зачерпнуть пробу расплавленного металла и автоматически отправить его на испытания.

Принцип действия пневматической почты за 150 лет не изменился. Но материалы и управление вышли на новый уровень. Например, сейчас каждую капсулу можно отслеживать индивидуально и автоматически отправлять в любую точку сети, соединяя до нескольких сотен пользователей. А если капсула застряла, ее местонахождение определит электроника.


Продуктопровод

У каждого вида транспорта есть плюсы, есть минусы, и баланс все время меняется. Автомобили обеспечивают свободу маневра, но жгут нефть, причем 70% топлива уходит на то, чтобы двигать сам автомобиль, и только 30% - на перемещение груза. Много машин — это пробки, аварии, бесконечное строительство и ремонт дорог. Топливо тоже не дешевеет. Поиск альтернатив не прекращается, и капсульные трубопроводы — одна из них.

Идея кажется эксцентричной, только пока не задумаешься, сколько горожанин каждый день получает по трубам жидкостей и газов. Например, 10 т воды в месяц на одного человека — это весьма экономный расчет. Настоящим безумием было бы пытаться привезти, а после использования еще и увезти всю эту массу автомобилями. Канализация, газопроводы и нефтепроводы, перемещение сыпучих материалов на производстве — трубопроводы повсюду, их так много, что они просто сливаются с пейзажем. Потоки движутся днем и ночью, невидимые, бесшумные, экологичные. А чтобы перемещать по трубе крупные предметы, достаточно положить их в транспортные капсулы.


Ноэль Ходсон, координатор проекта Foodtubes, объясняет, что выгоднее всего внедрять доставку товаров по трубопроводам в больших городах. Устройство сети пневмодоставки в районе Лондона Кройдон с населением в 52 000 человек и сотней супермаркетов обойдется в $300 млн и полностью окупится за пять лет. А главное, избавит район от приезда 700 грузовых машин каждый день. Команда Foodtubes уверена, что, когда первая сеть будет построена, другие районы захотят такую же, и постепенно сети сольются в общегородскую паутину.

Группа исследователей из Имперского колледжа Лондона предлагает использовать для капсульных трубопроводов опыт конструирования американских горок. На этих аттракционах колеса вагонеток фиксируются в рельсе, а значит, труба не направляет капсулу и нагрузка на стенки трубы резко снижается. Поэтому вместо стальных можно использовать более простые и дешевые пластиковые трубы.

Однако даже если мы увидим в реальной жизни продуктопроводы и товаропроводы, скорее всего, они будут не совсем пневматическими. Одно из основных ограничений превматических трубопроводов — небольшая пропускная способность, ведь одновременно в трубе может находиться только один состав. Соответственно, чем длиннее труба, тем меньше ее полезная загрузка. Возможное решение — ускорять капсулы не воздухом, а электрическими линейными двигателями, простыми, надежными и дешевыми. Но это уже другая история.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Москва 2012г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

Государственное образовательное учреждение

Профессионального образования

Московский технический университет связи и информатики

Кафедра защиты информации и техники почтовой связи

РЕФЕРАТ

Пневматическая почта

по дисциплине «Технические средства автоматизации»

Студент Павлов М.С.

Группа АП0851

Аннотация

История пневматической почты

На грани фантастики

Наше время

Пневматические транспортирующие установки

АВМ пневматическая

Преимущества пневматики

Пневматический привод

Пневмоприводы с поступательным движением

Принцип действия пневматических машин

Типовая схема пневмопривода

Достоинства пневмопривода

Недостатки пневмопривода

Список используемой литературы

Аннотация

пневмопочта транспорт воздух корреспонденция

Пневмопочта -- очень популярное, изобретение эпохи раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Так же фигурирует субкультуре стимпанка, так и в связанной с ним литературе. Как понятно из названия, пневмопочта представляет собой транспорт для перемещения потоком воздуха по системе трубопроводов специальных капсул с корреспонденцией и небольшими предметами. Обычно она действует в пределах одного здания или, что встречается не столь часто, -- одного города.

История пневматической почты

Основные принципы пневматики были изложены Героном Александрийским. Этот великий инженер в первом столетии в своем трактате «Пневматика» (РнехмбфйкЬ) описал принципы и составляющие компоненты, которые до сих пор лежат в основе пневмотранспорта.

Пневматическая почта как средство почтовой связи была предложена в 1667 году французским физиком Дени Папеном.

Первое упоминание о похожей системе транспорта встречается еще в 1792 году. Тогда на 50-метровой колокольне Венского Собора Святого Стефана была размещена труба по которой сжатым воздухом передавалось письменное сообщение о замеченном городском пожаре.

Рисунок 1. Капсула-патрон, для передачи почтовых сообщений

Само же изобретение пневматической почты связывается с именем изобретателя почтовой марки -- Роуландом Хиллом. В 1836 году он предложил проект перемещения почтовых сообщений через систему подземных труб. Идея была интересной, но воплощена в жизнь она была несколько позже -- в 1854 году в Лондоне. Линия протяженностью 200м соединяла здание фондовой биржи с городским телеграфом. Еще через 8 лет была запущена линия между лондонским вокзалом Истон и почтамтом Кемпден. Надо заметить, что технология была довольно несовершенной, линии постоянно ломались и их вскоре прикрыли. Но это было только началом -- так или иначе проект показал себя с очень хорошей стороны. Все же столь оперативная доставки сообщений была очень привлекательной, и в 1862 год проект был усовершенствован, и в эксплуатацию введены еще несколько линий. Скорость пересылки сообщений по тем временам была едва ли не революционной -- расстояние в 300м патрон с сообщением преодолевал за 10 секунд. Потягаться с такой скорость телеграф, конечно, мог, но оригинал документа или, допустим, несколько монет по нему не перешлешь, да и его использование было далеко не всегда удобно. Так что нет ничего удивительного, что вслед за Англией изобретение начали перенимать и другие страны.

Рисунок 2. Фотография устройства с помощью которого осуществлялась передача пневмопочты

В 1875 году в Берлине сеть пневмопочты соединила 15 почтовых отделений, максимальная длина участка составляла 12 километров (контейнер преодолевал этот участок за 35 минут).

В Париже размах был еще большим -- она объединила все отделения почты и телеграфа, а суммарная длинна линий передачи составляла около 500 км. Были выпущены даже специальные карточки с оплаченным ответом:

Рисунок 3. Карточка для отправки сообщения пневматической почтой с оплаченным ответом, Франция

Немалую популярность пневмопочта приобрела в Штатах. В 1892 году в Филадельфии построили первую линию пневмопочты. Опять же -- между зданиями биржи и главного почтамта. Впрочем, ничего удивительного -- для биржи оперативный обмен информации был особенно важен. На доставку каждого патрона из главного почтамта на биржу (расстояние 0,5 англ. мили) затрачивалась 1 минута, а на обратный путь -- 65 секунд. Здесь же еще одна сеть соединяла главный почтамт со станцией Пенсильванской железной дороги. Здесь расстояние в 1 милю преодолевалось за 1 минуту 25 секунд. Вскоре пневмопочта для доставки писем появились в Бостоне и в Нью-Йорке. Трубы диаметром 8 дюймов подведены к столам для штемпелевания и сортировки писем. Патроны вмещали 600 писем. Широко разветвленная сеть пневмопочты, созданная в Нью-Йорке, соединяла главный почтамт и почтовые отделения. Протяженность наибольшего участка составляла 5600 метров, которые почта проходила за 7 минут. Ежедневно по трубам пересылали до 3 тонн корреспонденции.

Рис. 4. Пневмопочта в издательской конторе, Америка

Существовала пневмопочта в Италии, во Франции и в Австрии и, да, даже в России. У нас она использовалась на некоторых почтамтах Москвы и Санкт-Петербурга, но действовала только внутри самого здания.

На грани фантастики

Кроме прямого назначения предлагались и совершенно фантастические варианты использования такого способа пересылки. Так в 1867 году на Американской Научной Выставке в Нью Йорке был продемонстрирован прототип пневматического метро -- по трубе 32,6 м в длинной, 1,8 м в диаметре сжатым воздухом перемещался своеобразный «вагон», вмещающий 12 пассажиров. Два года спустя В Нью Йорке такой проект был действительно воплощен в жизнь -- линия длинной 95 метров была построена под Бродвеем. Правда просуществовала она всего несколько месяцев и вскоре была закрыта.

Примерно так это выглядело:

Рисунок 5. Метро на основе технологии пневмопочты

Подобных проектов, также как и проектов пневматических лифтов существовало огромное множество, но большинство из них были признаны экономически невыгодными и их разработка была заброшена.

Но вместе с тем, благодаря им, для людей пневмопочта стала чем-то вроде символа прогресса, и, разумеется, они полагали, что она будет использоваться и развиваться дальше. Жюль Верн в своем «Париже в 20 веке» (1863 год) описывает пневматические поезда, маршруты которых пересекают океаны. А в «Двадцатом веке» (1882) Альберта Робида такие поезда полностью вытеснили привычный железнодорожный транспорт. И подобных примеров можно привести еще огромное множество.

Да еще стоит вспомнить о том, что, за счет того, что пневмопочта применялась зачастую в крупных корпорациях, помимо прогресса, она стала ассоциироваться с бюрократией. И очень часто с помощью нее демонстрирует бумажную неразбериху, царившую в таких корпорациях.

Наше время

Так же, как и большинство стимпанковских технологий, пневмопочта в наше время почти мертва. К 50-м годам XX столетия ее практически полностью вытеснили современные средства обмена информацией. Нет, она используется и сейчас, но исключительно как средство передачи документов в пределах зданий крупных корпораций. К примеру в банках, где требуется пересылка оригиналов документов или в крупных лабораториях для доставки проб на анализ.

Рисунок 6. Современный терминал пневматического трубопровода

Осталось только одно место в мире, где сохранилась муниципальная пневматическая система доставки почты -- Прага, где почтовое отделение функционирует уже 1889 года. Под этим городом проложено 55 километров труб, по которым ежемесячно проходит в сумме около 35000 пакетов. Всего в сеть объеденное 46 предприятий: банки, газеты. телеграф, почтовые отделения, крупные корпорации.

Рис.7 Почтамт в Праге - терминал пневмопочты

Выгоды использования пневматической почты очевидны: почтовые автомобили в часы пик могут двигаться по Праге со скоростью меньше 20 км/ч. Капсулы «летят» по трубам гораздо быстрее, причем в любое время суток. Ко всему прочему, электричество, потребляемое пневматическими установками, обходится куда дешевле, чем топливо автомобилей.

Пневматические транспортирующие установки

Пневматические транспортирующие установки -- транспортирующие машины, предназначенные для перемещения грузов при помощи потока воздуха.

В зависимости от того, каким способом создаётся поток воздуха, пневматические транспортирующие установки разделяют на два типа:

установки нагнетательного типа --когда поток воздуха создаётся компрессорами, нагнетающими воздух под давлением 0,4-0,7 МПа;

установки всасываяющего типа -- когда поток воздуха создаётся вакуум-насосом, всасывающим воздух за счёт разрежения 0,01-0,04 МПа.

Пневматические транспортирующие установки позволяют транспортировать многие типы сыпучих грузов, для которых не пригодны гидравлические транспортирующие установки: цемент, гипс, алебастр и др. Они применяются, например, на механизированных складах вяжущих материалов на заводах железобетонных изделий. Одним из наиболее известных примеров использования пневматических транспортирующих установок является система транспортирования документов в Государственной библиотеке имени Ленина.

Пневматические транспортирующие установки позволяют полностью автоматизировать процесс транспортирования и избежать потерь транспортируемых грузов, однако они требуют для своей работы большого расхода электроэнергии и воздуха.

Рис.8. Схема приёмно отправочной станции в библиотеке имени В.И. Ленина

1. Тройник

2. Сигнальная лампа

3. Электромонтажная плата

4. Кнопочный номеронабиратель

5. Датчик отправления

6. Устройство блокирования занятой линии

8. Устройство для блокирования неправильно отправляемого патрона

9. Датчик прибытия

10. Проходной клапан

АВМ пневматическая

Аналоговая вычислительная машина, в которой переменные представлены в виде величин давления воздуха (газа) в различных точках специально построенной сети. Элементами такой АВМ являются дроссели, емкости и мембраны. Дроссели играют роль сопротивлений, могут быть постоянными, переменными, нелинейными и регулируемыми. Пневматические емкости представляют из себя глухие или проточные камеры, давление в которых вследствие сжимаемости воздуха растет по мере их наполнения. Мембраны используются для преобразования давления воздуха. В состав пневматической АВМ могут входить усилители, сумматоры, интеграторы, функциональные преобразователи и множительные устройства, которые соединяются между собой при помощи штуцеров и шлангов. Пневматические АВМ уступают в быстродействии электронным. В среднем подвижные элементы такой АВМ имеют время срабатывания около десятой доли миллисекунды, следовательно они могут пропускать частоты порядка 10 кГц. Такие АВМ отличаются значительными погрешностями, поэтому применяются там, где нельзя применять другие типы вычислительных машин: во взрывоопасных средах, в средах с высокими температурами, в автоматических системах химического производства. Из-за низкой стоимости и высокой надежности такие АВМ также применяют в металлургии, теплоэнергетике, газовой промышленности и т. п.

В 1960-х годах разрабатывались для получения средства дискретных вычислений с высокой радиационной стойкостью. Были разработаны элементы, выполняющие основные логические операции и элементы памяти без механических подвижных элементов.

Такие элементы очень долговечны, поскольку в них практически отсутствуют подвижные части, и, как следствие, нечему ломаться. В случае засорения каналов логические матрицы легко разбираются и промываются. Работает пневмокомпьютер от промышленной пневмосети. Логические матрицы легко штампуются на термопласт-автоматах из пластика. Для особых случаев матрица может быть изготовлена из тугоплавкой керамики, отлита из чугуна или другого сплава.

Сейчас пневмокомпьютеры используются в отраслях промышленности, где требуется повышенная вибрационная стойкость, работоспособность в очень широком диапазоне температур или требуется управление пневматическими силовыми устройствами. В последнем случае устраняется необходимость в преобразователях электрического сигнала в перемещение (электро-пневмопреобразователь + позиционер). Это -- роботы и автоматика, работающие в металлургии, в горнорудной промышленности. Известны случаи управления элементами авиационных двигателей, автоматикой ракетных систем, силовыми приводами вертолетов и самолетов.

Существует также целая категория производств, агрегатов и установок, где применение электричества, даже самых низких напряжений, очень нежелательно. Это химия органических соединений, нефтеперегонные заводы, подземная добыча угля и руды. Они до сих пор широко используют пневматическую автоматику.

Преимущества пневматики

1. Экологическая чистота

a. Результатом любой утечки из пневматической системы, использующей воздух, будет тот же атмосферный воздух.

2. Доступность

a. Атмосферный воздух всегда доступен на Земле

3. Надёжность

a. Пневматические системы обычно имеют долгие сроки службы и требуют меньшего обслуживания, чем гидравлика.

4. Хранение

a. Сжатый газ можно долго хранить в баллонах, позволяя использовать пневматику без электроэнергии.

5. Безопасность

a. Меньшая пожароопасность по сравнению с гидравликой на масле.

b. Пневматические машины из-за лучшей сжимаемости воздуха лучше защищены от перегрузок, чем гидравлика.

6. Технологичность

a. Пневматический механизм не требует дополнительного отвода. Отработанный воздух можно выпустить в атмосферу. Компрессор тоже может брать воздух непосредственно из атмосферы.

b. Пневматические машины легко разработать на базе обычных цилиндров и поршней.

c. Пневматические машины легко изготовить, поскольку пневматика обычно не требует деталей высокой точности.

7. Удельные показатели

a. Пневматическая система легче, чем гидравлика, при таких же давлениях.

b. Удельная мощность, передаваемая по одинаковым трубам, у пневматики выше, чем у гидросистем, а потери меньше.

c. У пневмоприводов выше скорость, чем у гидравлических.

Пневматический привод

Пневматический привод (пневмопривод) -- совокупность устройств, предназначенных для приведения в движение машин и механизмов посредством энергии сжатого воздуха. Обязательными элементами пневмопривода являются компрессор (генератор пневматической энергии) и пневмодвигатель.

Рисунок 9. Поворотный пневмоцилиндр

Пневмопривод, подобно гидроприводу, представляет собой своего рода «пневматическую вставку» между приводным двигателем и нагрузкой (машиной или механизмом) и выполняет те же функции, что и механическая передача (редуктор, ремённая передача, кривошипно-шатунный механизм и т. д.).

Основное назначение пневмопривода, как и механической передачи, -- преобразование механической характеристики приводного двигателя в соответствии с требованиями нагрузки (преобразование вида движения выходного звена двигателя, его параметров, а также регулирование, защита от перегрузок и др.).

В общих чертах, передача энергии в пневмоприводе происходит следующим образом:

Приводной двигатель передаёт вращающий момент на вал компрессора, который сообщает энергию рабочему газу.

Рабочий газ после специальной подготовки по пневмолиниям через регулирующую аппаратуру поступает в пневмодвигатель, где пневматическая энергия преобразуется в механическую.

После этого рабочий газ выбрасывается в окружающую среду, в отличие от гидропривода, в котором рабочая жидкость по гидролиниям возвращается либо в гидробак, либо непосредственно к насосу.

В зависимости от характера движения выходного звена пневмодвигателя (вала пневмомотора или штока пневмоцилиндра), и соответственно, характера движения рабочего органа пневмопривод может быть вращательным или поступательным. Пневмоприводы с поступательным движением получили наибольшее распространение в технике.

Пневмоприводы с поступательным движением

По характеру воздействия на рабочий орган пневмоприводы с поступательным движением бывают:

· двухпозиционные, перемещающие рабочий орган между двумя крайними положениями;

· многопозиционные, перемещающие рабочий орган в различные положения.

По принципу действия пневматические приводы с поступательным движением бывают:

· одностороннего действия, возврат привода в исходное положение осуществляется механической пружиной;

· двухстороннего действия, перемещающие рабочий орган привода осуществляется сжатым воздухом.

По конструктивному исполнению пневмоприводы с поступательным движением делятся на:

· поршневые, представляющие собой цилиндр, в котором под воздействием сжатого воздуха либо пружины перемещается поршень (возможны два варианта исполнения: в односторонних поршневых пневмоприводах рабочий ход осуществляется за счёт сжатого воздуха, а холостой за счёт пружины; в двухсторонних -- и рабочий, и холостой ходы осуществляются за счёт сжатого воздуха);

· мембранные, представляющие собой герметичную камеру, разделённую мембраной на две полости; в данном случае цилиндр соединён с жёстким центром мембраны, на всю площадь которой и производит действие сжатый воздух (также, как и поршневые, выполняются в двух видах -- одно- либо двухстороннем).

Так же есть:

· Сильфонные - применяются реже. Практически всегда одностороннего действия: усилие возврата может создаваться как упругостью самого сильфон, так и с использованием дополнительной пружины.

· В особых случаях (когда требуется повышенное быстродействие) применяют специальный тип пневмоприводов -- вибрационный пневмопривод релейного типа.

Одно из применений пневматических приводов является использование их в качестве силовых приводов на пневматических тренажерах.

Принцип действия пневматических машин

Многие пневматические машины имеют свои конструктивные аналоги среди объёмных гидравлических машин. В частности, широко применяются аксиально-поршневые пневмомоторы и компрессоры, шестерённые и пластинчатые пневмомоторы, пневмоцилиндры

Типовая схема пневмопривода

Воздух в пневмосистему поступает через воздухозаборник.

Фильтр осуществляет очистку воздуха в целях предупреждения повреждения элементов привода и уменьшения их износа.

Компрессор осуществляет сжатие воздуха.

Поскольку, согласно закону Шарля, сжатый в компрессоре воздух имеет высокую температуру, то перед подачей воздуха потребителям (как правило, пневмодвигателям) воздух охлаждают в теплообменнике (в холодильнике).

Чтобы предотвратить обледенение пневмодвигателей вследствие расширения в них воздуха, а также для уменьшения корозии деталей, в пневмосистеме устанавливают влагоотделитель.

Воздухосборник служит для создания запаса сжатого воздуха, а также для сглаживания пульсаций давления в пневмосистеме. Эти пульсации обусловлены принципом работы объёмных компрессоров (например, поршневых), подающих воздух в систему порциями.

В маслораспылителе в сжатый воздух добавляется смазка, благодаря чему уменьшается трение между подвижными деталями пневмопривода и предотвращает их заклинивание.

В пневмоприводе обязательно устанавливается редукционный клапан, обеспечивающий подачу к пневмодвигателям сжатого воздуха при постоянном давлении.

Рисунок 10. Типовая схема пневмопривода

1. воздухозаборник;

2. фильтр;

3. компрессор;

4. теплообменник (холодильник);

5. влагоотделитель;

6. воздухосборник (ресивер);

7. предохранительный клапан;

8. Дроссель;

9. маслораспылитель;

10. редукционный клапан;

11. дроссель;

12. распределитель;

13. пневмомотор;

И манометр - М

Распределитель управляет движением выходных звеньев пневмодвигателя.

В пневмодвигателе (пневмомоторе или пневмоцилиндре) энергия сжатого воздуха преобразуется в механическую энергию.

Достоинства пневмопривода

1. в отличие от гидропривода -- отсутствие необходимости возвращать рабочее тело (воздух) назад к компрессору;

2. меньший вес рабочего тела по сравнению с гидроприводом (актуально для ракетостроения);

3. меньший вес исполнительных устройств по сравнению с электрическими;

4. возможность упростить систему за счет использования в качестве источника энергии баллона со сжатым газом, такие системы иногда используют вместо пиропатронов, есть системы, где давление в баллоне достигает 500 МПа;

5. простота и экономичность, обусловленные дешевизной рабочего газа;

6. быстрота срабатывания и большие частоты вращения пневмомоторов (до нескольких десятков тысяч оборотов в минуту);

7. пожаробезопасность и нейтральность рабочей среды, обеспечивающая возможность применения пневмопривода в шахтах и на химических производствах;

8. в сравнении с гидроприводом -- способность передавать пневматическую энергию на большие расстояния (до нескольких километров), что позволяет использовать пневмопривод в качестве магистрального в шахтах и на рудниках;

9. в отличие от гидропривода, пневмопривод менее чувствителен к изменению температуры окружающей среды вследствие меньшей зависимости КПД от утечек рабочей среды (рабочего газа), поэтому изменение зазоров между деталями пневмооборудования и вязкости рабочей среды не оказывают серьёзного влияния на рабочие параметры пневмопривода; это делает пневмопривод удобным для использования в горячих цехах металлургических предприятий.

Недостатки пневмопривода

2. нагревание и охлаждение рабочего газа в процессе сжатия в компрессорах и расширения в пневмомоторах; этот недостаток обусловлен законами термодинамики, и приводит к следующим проблемам:

3. возможность обмерзания пневмосистем;

4. конденсация водяных паров из рабочего газа, и в связи с этим необходимость его осушения;

5. высокая стоимость пневматической энергии по сравнению с электрической (примерно в 3-4 раза), что важно, например, при использовании пневмопривода в шахтах;

6. ещё более низкий КПД, чем у гидропривода;

7. низкие точность срабатывания и плавность хода;

8. возможность взрывного разрыва трубопроводов или производственного травматизма, из-за чего в промышленном пневмоприводе применяются небольшие давления рабочего газа (обычно давление в пневмосистемах не превышает 1 МПа, хотя известны пневмосистемы с рабочим давлением до 7 МПа -- например, на атомных электростанциях), и, как следствие, усилия на рабочих органах значительно мемньшие в сравнении с гидроприводом). Там, где такой проблемы нет (на ракетах и самолетах) или размеры систем небольшие, давления могут достигать 20 МПа и даже выше.

9. для регулирования величины поворота штока привода необходимо использование дорогостоящих устройств -- позиционеров.

Список используемой литературы

1. http://en.wikipedia.org/

2. http://ru.wikipedia.org/

3. http://steampunker.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Специфика создания справочно-правовых систем, обзор их рынка в России. Преимущества использования справочно-правовой системы "КонсультантПлюс", достоинства, примеры решения поисковых задач с ее помощью, преимущества использования для разных специалистов.

    научная работа , добавлен 08.06.2010

    Простейшая GPSS-модель, имитирующая работу СМО с однородным потоком заявок и позволяющая получить представление об операторах GPSS World. Стандартный отчет, формируемый автоматически по завершении моделирования и содержащий результаты моделирования.

    лабораторная работа , добавлен 17.09.2014

    Общее описание системы автоматизации контроля дорожным движением на перекрестке. Установка кабельной коммуникации, смотровых устройств. Выбор трубопроводов и их прокладка. Правила безопасности труда при строительстве телефонной кабельной канализации.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2015

    Топологии компьютерных сетей. Организация взаимодействия компьютеров. Классификация компьютерных сетей по территориальной распространенности. Услуги службы голосовая "почта". Характеристика системы Видеотекс. Недостатки и достоинства одноранговых сетей.

    презентация , добавлен 12.09.2014

    Сущность и история развития РУП "Белпочта". Услуги, предоставляемые подразделениями связи. Роль средств коммуникации в экономическом развитии страны. Почтовая связь как неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь.

    реферат , добавлен 17.05.2016

    Задачи и основные параметры радиолокационной станции системы управления воздушным движением. Особенности функциональных узлов РЛС "Скала-М". Потенциально опасные и вредоносные производственные факторы, организация рабочих мест диспетчерской службы.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2011

    Конструкция и принцип действия датчиков перемещения различных типов: емкостных, оптических, индуктивных, вихретоковых, ультразвуковых, магниторезистивных, магнитострикционных, потенциометрических, на основе эффекта Холла. Области использования приборов.

    реферат , добавлен 06.06.2015

    Проектирование бесконтактного аппарата на примере электромагнитного датчика линейного перемещения. Расчет обмоток и сердечника, конструирование датчиков на основе линейно регулируемых дифференциальных трансформаторов, исследование их рабочих режимов.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Звукозапись как процесс сохранения воздушных колебаний в заданном звуковом диапазоне на носителе с помощью специальных приборов. История попыток создания аппаратов, воспроизводящих звуки. Механические музыкальные инструменты, воспроизводящие мелодии.

    реферат , добавлен 10.06.2014

    Конструкция преобразователя тока блока питания системы кондиционирования воздуха. Система распределения питания. Методы подавления помех в системе распределения питания при проектировании многослойных печатных плат. Описание модернизированной платы.

В современной жизни мы так привыкли к телефонам, сети интернет и скоростным способам передвижения, что даже сложно представить, как столетия назад люди справлялись с доставкой почты. В данной статье мы расскажем о принципах работы пневмопочты: что такое система пневмопочты, как работает пневмопочта, самая длинная пневмопочта, какие изменения она понесла за годы своего существования и где сегодня можно её повстречать.

Пневмопочта это система называющаяся подземной почтой, является старейшим способом доставки почты и документации. Принцип её работы заключается в создании транспортной развязки труб определённого диаметра, в которых отсутствует воздух, а соответственно, и сопротивление. По этим трубам при помощи сжатого или разжиженного воздуха движутся капсулы с документами. В наше время, система постоянно совершенствуется. К примеру, новая разработка, получившая название Evacuated TubeTransport – технология передвижения по вакуумной трубе, которая находится в стадии разработки. Она ориентирована на передвижения реальных пассажиров, что позволит сэкономить время, обеспечить максимально комфортное передвижение, будет функционировать при любых погодных условиях и не окажет негативного влияния на экологию. В её основу положена технология пневмопочты – капсулы, которые движутся по туннелю под воздействием магнитной подвески на примерной скорости от 600км/час до 6500км/час. Такой способ передвижения поможет сэкономить денежные затраты на проезд и будет максимально безопасным, если сравнивать ЕТТ с авиаперелётами.

История создания и использования пневмопочты: система в крупных городах, причины снижения востребованности

Первые принципы функционирования этого средства связи были изложены в работах инженера Герона Александрийского. Его наработки, созданные ещё в первом столетии, легли в основу создания пневмопочты. Века спустя, французский физик Д.Папен предложил использовать пневмопочту, как средство связи. Уже к середине XIX века пневмопочта активно использовалась для пересылки писем и документации, полученных телеграмм в крупных городах различных стран – сначала в Лондоне, после в Вене, Берлине, Париже. Масштабы созданной системы впечатляют – длина почтовых трубопроводов превышала 100 км, а количество доставленных бумаг – 12 миллионов (пневмопочта Берлина). Более 100 лет назад под мостовыми Нью-Йорка тоже была проложена система пневмопочты, которая стала достопримечательностью города. Эта пневмопочта строилась на протяжении 8 лет (с 1890 года), но дело стоило свеч. Почта функционировала постоянно, доставляя бумаги в любую погоду. Одним из конструкторов было высказано предположение о том, что трубы пневмопочты, когда-нибудь, будут проведении в каждую квартиру и даже между континентами. Примечательно, что не все имели привилегии пересылать почту этой системой. Да, письма первого класса доставлялись по системе труб, а письма клиентов рангом поменьше – по старинке, при помощи фургонов, запряжённых лошадями. Приблизительное количество времени на доставку письма занимало около 3 часов, а срочного – около 1 часа. Пневмопочта Нью-Йорка просуществовала до конца 1953 года. Сама система требовала серьёзных вложений средств и рабочей силы – её необходимо было регулярно смазывать, следить за состоянием труб. В 1928 году было подсчитано, что содержание пневмопочты в некоторых городах просто невыгодно. В начале ХХ века пневмопочта появилась в СССР (Москве и Санкт – Петербурге), Ливерпуле, Дублине и других странах. Конечно, по мере развития технологий, количество систем пневмопочты стало уменьшаться. Их опередили автомобили, телефонная связь и авиаперелёты. Система понемногу устаревала, открывались её недостатки – переезд отделения почты вынуждал проводить реконструкцию труб. Последними работающими системами стали лондонские и парижские. Также в 2002 году прекратила свою работу пневмопочта Праги, причиной этому стало наводнение. Местная телекомпания занимается восстановлением системы.

Другие технологии применения пневмопочты

В современной жизни пневмопочта продолжает своё существование. Она активно используется в библиотеках, банковской системе, медицинских учреждениях – там, где есть необходимость в быстрой доставке важной документации. Пневмопочте нашли применение в государственных структурах, супермаркетах. Это доставка результатов лабораторных исследований, денежных средств и просто важной информации. Особенно необходима система пневмопочты на крупных производственных предприятиях, которые имеют сложную производственную линию. В СССР пневмопочта была применена на железнодорожных соединениях, для формирования и сортировки транспортной документации. Это помогло сократить простой вагонов. В современной Росси систему пневмопочты можно увидеть в отделениях Сбербанка и магазинах «Икея». В банковских отделениях система закладывается в изначальный проект. Пневмопочта позволяет повысить продуктивность труда работников банка.

Какие возможности предоставляет система пневмопочты?

Современные системы пневмопочты, которые практически не отличаются от своих предшественниц, предоставляют следующие возможности:

  • Транспортировка документов, почты и денежных средств. Она имеет высокую надёжность и безопасность.
  • Оптимизация рабочего процесса, которую предоставляет оперативная система пересылки.
  • Высокий уровень обслуживания клиентов.
  • Улучшение условий труда персонала.

Если Вас интересует где купить пневмопочту, то Вы по адресу. Мы занимаемся прямыми поставками оборудования с заводов. Опыт монтажа более 5 лет.

Интересные факты о пневмопочте

  • В Италии были созданы марки, которые использовались для оплаты услуг за пересылку пневмопочтой. В других странах – Австрии, Германии, Франции, Чехословакии – выпускались специальные конверты и почтовые карточки. Также были придуманы собственные штемпеля, ярлыки. Все эти вещи сегодня являются предметом интереса коллекционеров и филателистов, которые изучают почтовые знаки оплаты.
  • В самолёт «Максим Горький» (легендарном АНТ-20) была установлена пневмопочта.
  • В XIX веке серьёзно рассматривался вопрос о технической возможности доставки пневмопочтой почтовых сообщений и документов из Лондона в Париж. Планируемая скорость доставки не превышала 1,5 часа.

Что такое пневмопочта?

Пневматическая почта, пневмопочта (от греч. pneumatikos — воздушный) — система перемещения различных грузов под действием сжатого или наоборот, разреженного воздуха. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются по системе трубопроводов, перенося внутри себя не тяжёлые грузы, документы.

Используется в организациях с необходимостью пересылки оригиналов документов, например, в банках, складах и библиотеках, наличных денег в супермаркетах и кассах банков, анализов, историй болезней, рентгеновских снимков в лечебных учреждениях, а так же проб и образцов на промышленных предприятиях (в заводские лаборатории или отделы по контролю качества).

История возникновения систем пневматической почты (СПП) имеет свое начало в XIX веке. Уже тогда люди впервые задумались о возможности пересылки почтовых отправлений с большой скоростью и без участия курьерской службы.

Системы пневмопочты позволяют:

  • обеспечить надежность и безопасность пересылки платежных документов (и, при необходимости, денег);
  • оптимизировать работу сотрудников за счет более оперативной пересылки документов;
  • обеспечить современный уровень обслуживания клиентов;
  • создать более комфортные условия при обслуживании клиентов;
  • улучшить условия работы персонала.

Как работает пневмопочта:

Система пневматической почты (СПП ) состоит из следующих основных элементов: компрессора, центрального контроллера, стабилизированного источника питания, блока управления компрессором, магистрального трубопровода, маршрутных стрелок и рабочих станций с пультами управления.

Основное оборудование СПП устанавливается, как правило, за подвесным потолком, за исключением центрального контроллера и станций с пультами управления.

Компрессор двунаправленного действия создает, в зависимости от команд, поступающих с центрального контроллера, давление или разрежение в системе, определяя тем самым направление движения капсулы.

Установленный в системе байпас с системой клапанов осуществляет плавное торможение капсулы в зоне компрессора.

Центральный контроллер с помощью заложенной в энергонезависимой памяти программы полностью управляет работой всей СПП.

Автоматические маршрутные стрелки устанавливают соединение отдельных участков магистрального трубопровода, определяя путь, по которому движется капсула во время фаз нагнетания или разрежения.

Рабочие станции позволяют загружать или извлекать капсулы из СПП.

Любая пересылка в СПП состоит из нескольких фаз:

  • загрузка капсулы в станцию отправителя.
  • движение капсулы от станции отправителя в сторону компрессора (разрежение).
  • движение капсулы от компрессора до станции получателя (давление).
  • прием капсулы на станции получателя и извлечение ее.

Для отправки капсулы пользователь набирает на клавиатуре адрес станции-получателя, вставляет капсулу в приемное отверстие станции. Далее центральный контроллер определяет путь от станции отправителя до компрессора и устанавливает маршрутные стрелки в нужное положение.

Если стрелки не смогут по каким-либо причинам занять заданного центральным контроллером положения, на дисплее контроллера и пультах пользователей появляется сообщение об ошибке и система переходит в режим диагностики и инициализации.

Если стрелки заняли свое положение, центральный контроллер дает команду компрессору на создание разрежения в системе. Капсула начинает свое движение к компрессору. Прохождение капсулы через стрелки фиксируется оптическими датчиками. После прохождения капсулой последней на своем пути стрелки, компрессор отключается и капсула плавно тормозится в байпасе.

Далее центральный контроллер определяет путь движения капсулы от компрессора до станции назначения и устанавливает маршрутные стрелки в соответствующее положение. Компрессор получает команду на создание давления в системе и капсула начинает движение от компрессора к станции получателя. При прохождении капсулой последнего оптического датчика компрессор отключается и капсула плавно тормозится с помощью системы воздушных клапанов в рабочей станции.

После прихода капсулы на рабочую станцию система переходит в режим готовности для следующей пересылки.

Перемещение механизмов и прохождение капсулы в маршрутных стрелках контролируется с помощью специальных датчиков, что исключает "зажим" капсулы в стрелке.

В случае, если по каким-либо причинам капсула за установленное время не попадет в станцию получателя, все станции в системе блокируются и осуществить передачу становится невозможно. Центральный контроллер переводит систему в режим диагностики и производит "продувку" системы. В режиме продувки системы компрессор последовательно производит "всасывание" с каждой рабочей станции имеющихся в системе капсул до байпаса (компрессора), а затем отправляет "найденные" капсулы на станцию «сброса». На этот случай в системе назначена специальная станция сброса.

После извлечения всех капсул из системы центральный контроллер переводит ее в режим готовности.

Современные системы пневмопочты:

Развитие электронных технологий, возникновение новых полимерных материалов дали толчок созданию систем пневматической почты нового типа. Эти системы отличаются высокой степенью надежности и широчайшими функциональными возможностями.

Применение микропроцессоров для управления пневмопочтой позволяет создавать системы, соединяющие между собой несколько сотен пользователей.

Современное программное обеспечение, работающее под управлением операционной системы MS Windows, позволяет оперативно перенастроить систему, произвести статистический анализ и полностью контролировать все текущие операции.

Применение программируемых микрочипов, устанавливаемых в капсулы, позволяют совершенно точно определять местонахождение капсулы с заданным кодом. Выдача полученных капсул может осуществляться по предъявлению оператором специальной магнитной карты.

Пневматическая почта нашла широкое применение в различных областях человеческой деятельности: банки, торговые организации, промышленные предприятия, медицинские учреждения и т.п.

Сколько стоит пневмопочта?

На стоимость системы влияет ряд количественных и качественных характеристик. В первую очередь - это разветвленность системы, типы станций, характеристики помещения. Самой «бюджетной» системой принято считать систему «точка-точка» при протяженности 100 м, двусторонняя система стоит примерно 2500-3000 Евро. Более сложные системы, как правило, требуют индивидуального расчета.

Описал принципы и составляющие компоненты, которые до сих пор лежат в основе пневмотранспорта.

Пневматическая почта как средство почтовой связи была предложена в 1667 году французским физиком Дени Папеном .

К середине XIX века пневмопочта стала применяться в некоторых больших городах для рассылки писем из одной части города в другую по подземным трубам при посредстве пневматических машин (воздушных насосов) . Устроена она была впервые в Лондоне в 1853 году , затем в Париже , Вене и Берлине (1876) . В Лондоне первая линия соединяла Лондонскую фондовую биржу и Главный телеграф и имела протяжённость трубопроводов 100 . При этом трубы были расположены звездообразно, так что различные станции находились в непосредственном сообщении только с центральной главной станцией. В Париже и Вене трубы были расположены кругообразно, чем достигалась возможность прямого сообщения между многими отдельными станциями .

Дальнейшее своё развитие пневматическая почта получила в Германии благодаря инициативам Генриха фон Стефана , генерального почтмейстера Германской империи . В Берлине первоначально была устроена, как более дешёвая, кругообразная сеть, но затем постепенно к 1884 году она была преобразована в звездообразную, позволяющую осуществлять передачу с более высокой скоростью посылок . К 1900 году в Берлине, включая сюда и предместья Шарлоттенбург , Риксдорф (нем. Rixdorf ) и Шёнеберг , общая длина чугунных труб (внутренним диаметром 65 мм , внешним 74 мм), закопанных на глубине 1,25 м, составляла уже более 118 км . Сеть эта соединяла 53 станции. Через каждые четверть часа с 7 часов утра до 10 часов вечера по трубам между станциями ежедневно пересылалось от 5 до 10 цилиндрических капсул с письмами. Длина каждой такой алюминиевой капсулы была 15 см. Капсулы были закрыты только с одной стороны. После того как посылка была вложена в капсулу, на неё надевался кожаный чехол 11 см длины.

Движение капсул по трубам совершалось посредством или сжатого, или разрежённого воздуха. В восьми местах города находились паровые машины , приводившие в действие насосы, посредством которых нагнетался или разрежался воздух в железных больших сосудах . Сосуды эти находились в сообщении с трубами. Для приведения в движение вложенных в трубу капсул достаточно было повернуть кран . Так как капсулы не вплотную занимали соответствующее им место трубы, то в трубу за ними вкладывался ещё особый поршень , состоявший из деревянного цилиндра (11 см длины), покрытого кожей и снабженного на одном конце кожаным кольцом. Кольцо это плотно прилегало к стенкам трубы и герметически её закрывало. Таким образом была обеспечена защита от уменьшения движущей силы воздуха. Для предохранения капсулы от сильного удара, при достижении ею приёмной станции, навстречу ей впускался противодействующий ток воздуха, который заставлял её подойти к месту назначения со скоростью, значительно замедленной. Прибытие очередной посылки сигнализировалось телеграфным сигналом.

Пневматической почтой пользовались преимущественно для рассылки полученных главной телеграфной станцией телеграмм . В 1898 году число посылок в Берлине было &&&&&&&&06235505.&&&&&0 6 235 505, из которых &&&&&&&&05002688.&&&&&0 5 002 688 телеграмм, а остальные - письма закрытые и открытки . Берлинская пневмопочта поддерживала связь между 15 почтовыми отделениями . В 1913 году с её помощью было доставлено свыше 12 миллионов почтовых отправлений , на которых ставились отметки особыми штемпелями .

«Непочтовое» применение

Пневматическая почта используется в организациях, имеющих необходимость в пересылке документов, например, в банках , библиотеках и других учреждениях, историй болезней и лекарств в лечебных учреждениях, а также деталей, инструментов и проб (например, горячего металла) на промышленных предприятиях (в заводских экспресс-лабораториях) и т. д. Пневмопочту используют в отделах по контролю качества, на складах, для передачи анализов и рентгеновских снимков в больницах, наличных денег в супермаркетах и кассах банков , документов на сортировочных станциях железной дороги .

Системы пневмопочты позволяют:

  • обеспечить надежность и безопасность пересылки платёжных документов (и, при необходимости, денег);
  • оптимизировать работу сотрудников за счёт более оперативной пересылки документов;
  • обеспечить современный уровень обслуживания клиентов;
  • создать более комфортные условия при обслуживании клиентов;
  • улучшить условия работы персонала.

Пневмопочта актуальна на промышленных предприятиях со сложным производством, многочисленными структурными подразделениями и производственными цехами. Широкое распространение получила также передача по пневмопочте документов на сортировочных железнодорожных станциях, что изменило технологию формирования грузовых поездов и значительно сократило простой вагонов . В СССР впервые система пневмопочты для пересылки документов на сортировочной станции была введена в эксплуатацию в 1959 году на станции Ленинград -Сортировочный-Московский .

В настоящее время в России работающую современную систему пневмопочты можно встретить в большинстве филиалов Сбербанка России, а также в крупных офисах коммерческих и государственных банков. Практически во всех новых (или вновь открываемых) филиалах Сбербанка (строящихся по новым стандартам переформатирования) система пневмопочты изначально закладывается в проект, так как применение данной системы регламентировано производственной системой Сбербанка (ПСС). Пневмопочту используют для инкассации в больших супермаркетах, таких как «Карусель», «METRO C&C» и «IKEA» по нескольким причинам: ускорение процедуры инкассации, по соображениям безопасности, а также с целью ускорения выдачи размена на кассы. В крупных медицинских центрах пневмопочта обеспечивает существенное увеличение скорости передачи анализов в лабораторию, а также выдачу медицинских препаратов и документов, снижая потребности в непроизводительном труде медицинских работников. На многих металлургических и других промышленных предприятиях пневмопочта позволяет осуществлять оперативный контроль качества на участках добычи сырья и производства продукции.

Пневматическая почта и филателия

Для оплаты услуг пневмопочты в Италии издавались специальные почтовые марки , а во Франции , Германии, Австрии , Чехословакии , Аргентине , Алжире и других странах - разнообразные цельные вещи (конверты , почтовые карточки , секретки). В практике пневматической почты также широко применялись соответствующие штемпели, ярлыки и т. д. Все они являются предметом коллекционирования и филателистического изучения.

  • В XIX веке всерьёз задумывались об устройстве пневматической почты, при помощи которой письма из Лондона могли бы получать в Париже через 1½ часа. Эта идея принадлежала французскому инженеру по имени Жан-Батист Берлье (фр. Jean-Baptiste Berlier ), которому также впервые пришла мысль устройства пневматической выгребки нечистот. С 1 марта 1882 года пневматическая система вывоза нечистот применялась в двух округах Парижа и дала великолепные результаты .
  • Самолёт АНТ-20 «Максим Горький» был оснащён пневмопочтой .
  • В августе 2009 года по 1200-километровому подводному газопроводу компании Gassco было отправлено письмо из Норвегии в Великобританию. Шло оно пять дней. Письмо было упаковано в специальный герметичный контейнер. Отправителем был мэр норвежского города Аукра (норв. Aukra ) Бернард Риксфьорд, пригласивший в гости своего коллегу Стюарта Хейвуда, мэра конечной точки газопровода - английского поселения Исингтона (англ. Isington ) .
  • В мультсериале «Футурама » на Земле в 3000 году активно используется пневмопочта для транспортировки людей.
  • Пневмолифт, разновидность лифта на компрессорной тяге, используемой вместо тросов .
  • Пневмопочта является ярким атрибутом
      1. В старой русской литературе для обозначения пневматической почты использовался термин воздушная почта , имеющий в настоящее время другое значение; см.: // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
      2. Подземная почта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. - М. : Связь, 1968. - 164 с. (Проверено 7 июня 2010)
      3. Пневматическая почта - статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 4 октября 2012)
      4. The Pneumatics of Hero of Alexandria; Архивная копия от 8 марта 2011 на Wayback Machine From the Original Greek Translated for and Edited by Bennet Woodcroft Professor of Machinery in University College, London. - London: Taylor Walton and Maberly, 1851. (англ.) (Проверено 30 января 2010)
      5. Почта пневматическая // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. - М. : Радио и связь, 1988. - 320 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-256-00175-2 . (Проверено 7 июня 2010)
      6. Грушке Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
      7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.